понедельник, 25 февраля 2013 г.

Вспомним об эскурсии на фарфоровый завод


Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге является одним из старейших в Европе, первым и одним из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий.
По указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году был заключен договор об организации производства фарфора с шведским инженером Христофором Гунгером. Курировать строительство будущей Порцелиновой мануфактуры (название до 1765 года) было поручено управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану Черкасову. Однако Гунгеру за 4 года своего пребывания в России так и не удалось наладить производство. Бразды правления доверили русскому химику Дмитрию Виноградову, ранее приставленному к Гунгеру учеником. Новый руководитель оправдал доверия Черкасова, наладив производство высококачественного фарфора, не уступающего саксонскому.
Виноградовым было составлено научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Изначально завод выполнял заказы только Императорского двора. Для царских особ изготавливались различные табакерки, фарфоровые фигурки, сервизы.
При Екатерине II мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором».
Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. В это время создаются  грандиозные сервизные ансамбли: «Яхтинский» , «Кабинетский», включающие до тысячи предметов, а также «Арабесковый» и ‘Народы Российского государства’, выполненные модельмейстером завода французом Жаном Домиником Рашетом.
Последний сервиз XVIII века был выполнен для императора Павла I. Так совпало, что именно этим сервизом был сервирован стол накануне гибели монарха.
В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, по приказу Николая I организовывается заводской музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца.
В 1870-х годах количество заказов значительно уменьшается и поднимается вопрос о закрытии убыточного предприятия. Спасает завод император Александр III указывая: «Государю Императору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». Им же вводится правило выпускать изделия в двух экземплярах, один для заказчика, а второй для музея. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху
После Октябрьской революции предприятие национализируется, переименовывается в Государственный фарфоровый завод и передается в ведение Народного комиссариата просвещения. В эти годы зараждается новый стиль росписи фарфора – ‘революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению’. Художественная политика завода явилась составной частью ленинского плана монументальной пропаганды с его четко очерченными идейно — художественными принципами искусства фарфора.
В 1920-х на заводе творили известные художники: К. Малевич, Чашник, Н. Суетин, С А.Щекотихина– Потоцкая, Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др. С фарфором, Б.Кустодиев, К.Петров–Водкин, М.Добужинский. В течение более чем 60 лет на заводе работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей Воробьевский
Помимо художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора. Впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М.В.Ломоносова.
Коллекция музея дважды эвакуировалась, первый раз — осенью 1917 г. её вывезли в Петрозаводск (до 1918 г.), второй — в 1941 г., когда экспонаты были вывезены на Урал в город Ирбит. В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках.
В настоящее время предприятие ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений класса «люкс» под брендом «Императорский фарфор» (название возвращено в 2005 году). Фарфор ИФЗ представлен в Эрмитаже, московском Историческом музее, лондонском музее Виктории и Альберта, нью-йоркском Метрополитен-музее и других.
Музей ИФЗ в 2001 переходит под руководство Эрмитажа, став его филиалом. В музее сформировалась единственная в мире уникальная коллекция, отражающая почти 260 летнюю историю первого фарфорового завода России. Она насчитывает более 30 тысяч экспонатов. Это фарфор и стекло Императорских заводов, вещи советского периода, изделия известных европейских мануфактур и русских частных заводов, образцы японского и китайского фарфора. Здесь представлены исторические и культурные ценности, аналогов которым нет ни в одном музее мира. В библиотеке музея, основанной во второй половине ХIХ века собраны редчайшие книги по фарфору и искусству, эскизы и рисунки художников с мировым именем.
На территории ИФЗ 21 мая 2004 года при поддержке Государственного Эрмитажа открылась уникальная арт-площадка – Галерея современного искусства фарфора.
Источник: официальный сайт Императорского фарфорового завода. КАК  ДЕЛАЮТ  ФАРФОР  - учебное видео







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
 
;